(Евр. 9, 8-10. 15-23; Мк. 8, 22-26).
Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а
потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так
сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если
считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более
такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно
и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не
сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш
христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На
земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола
удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как
сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени
умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На
земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все
имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не
обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во
всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть
предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь
иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.