Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
Святитель Феофан Затворник
<<назад содержание вперед>>
Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание
псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки
Спрашиваете о молитвенном правиле. Да, надобно иметь молитвенное
правило немощи ради нашей, чтобы, с одной стороны, лености не давать
хода, а с другой – ревность держать в своей мере. Самые великие
молитвенники имели правило молитвенное и держали его. Всякий раз они
начинали молитву с установленных молитв и потом уже, если в продолжение
их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою.
Если они так, тем паче нам так надо поступать. Без установленных молитв
и совсем не знаем, как помолиться. Не будь их, и совсем остались бы мы
без молитвы.
Однако
ж не надо много набирать молитв. Небольшое число молитв, как следует
исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего
трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в жару усердия
молитвенного. Для вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром
и вечером положенных в Молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим.
Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и
соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в
свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать,
чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны
были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит
молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в
себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и
из нашего сердца.
Затем,
обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы
не хлопотать уже о Молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и
чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а
удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это
многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком
месте Молитвенник с вами, много значит. Так подготовясь, когда стоите
на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство - от
холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и
теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите
поклонов, сколько рассудите, со своим молитвенным словом о чувствуемой
нужде или с обычной краткой молитовкой. Чрез это молитва немного
продлится, но сила ее возрастать будет. Особенно по окончании молитв
подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и
предавая себя в руки Божий на целый день.
И
днем надо поддерживать молитвенное внимание к Богу. Для этого, как не
раз уже говорено, память о Боге, а для нее - краткословная молитва.
Хорошо, и очень хорошо заучить на память несколько псалмов и читать их
за делом или между делом, иногда вместо коротенькой молитовки, с
размышлением. Это древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в
Устав еще святым Пахомием и святым Антонием.
Проведши
так день, вечером усерднее и собраннее помолитесь, усугубьте и поклоны,
и свои к Богу обращения и, паки предав себя в руки Божий, отходите ко
сну с краткой молитвой на устах, и засыпайте с нею или с прочитыванием
какого-либо псалма.
Какие
псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их.
На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с Помилуй мя, Боже. .. (Пс. 50), далее Благослови, душе моя, Господа... (Пс. 102) и Хвали, душе моя, Господа... (Пс. 145) - антифонные псалмы литургии; еще начальные псалмы в правиле ко Святому Причастию: Господь пасет мя... (Пс. 22), Господня земля, и исполнение ея... (Пс. 23), Веровах, темже возглаголах... (Пс. 115); псалом первый повечерия: Боже, в помощь мою вонми... (Пс. 69). Псалмы часов... и подобные. Читайте Псалтирь - и выбирайте.
Заучив все сие, вы будете всегда во всеоружии молитвенном. Когда придет
какая смутительная мысль, спешите или с краткой молитвой к Господу
припадать, или читать какой-либо псалом, особенно: Боже, в помощь мою вонми... - и все облако смущения тотчас развеется.
Вот вам и все о молитвенном правиле. Но и еще повторю: помните, что все сие суть пособия, главное же - умное в сердце Богу предстояние с благоговеинством и болезненное к Нему припадание.
Пришло мне на мысль сказать вам еще и вот что! Можно все правило
молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькой молитовкой и со
своим молитвенным словом. Становитесь и кладите поклоны, говоря: Господи, помилуй!
-или другую какую молитву, изъявляя свою нужду или хвалу и благодарение
Богу воздавая. Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время,
сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе. Необходимо это,
потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например,
занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но
когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что
молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда
совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится,
только поклоны кладя с коротенькой молитвой, то оно представляет
большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя
обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые
молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману,
четки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает
молиться не молитвами Молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так:
скажут Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, (или грешную)
- и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз - и
еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут -
поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках - поясной, а
при больших - земной. Правило все при сем состоит в определенном числе
молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом
сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью
произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа
поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы
отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время
приложением новых поклонов.
Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено
в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и
для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах
или особых кельях, например на Валааме и в Соловках, все службы таким
образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы свое правило
можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять
его, как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление
правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю вам четочки. Поступите
вот как. Заметьте, сколько у вас проходит времени за утреннею и
вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую
молитовку по четкам, и смотрите, сколько раз вы пройдете четки в
продолжение времени, употребляемого вами обычно на молитву. Это число
пусть и будет мерой вашего правила. Это вы сделаете не во время
молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное
сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя.
Прочитав
это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по четкам я сам
в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и
мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. Когда молитвословие
по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете
этим образом помолиться день-другой, потом опять - по заученным
молитвам. И так - вперетруску.
И
еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти
правильна идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще.
Благослови вас, Господи!
<<назад содержание вперед>>
|