Понедельник, 20.05.2024, 10:04Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Молитвенные правила [4]
Святитель Феофан Затворник [17]
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Размышления мирянина [6]
Здесь, собственно, размышления соответственно моего разумения ...
Евангельские Чтения [2]
Евангельские Чтения на каждый день
Православные ролики [4]
Православные ролики, песни, музыка, стихи, подборки, выступления...
Что читаю [0]
Проработка. Материалы которые прочитаны, со своими размышлениями, выделениями в тексте, акцентами...
Изречения Святых Отцов [1]
ПРИТЧИ [3]
Христианские притчи

Облако тегов

господь крещение Монах новоночальный Первые шаги Псалтырь Блаженная Любушка Блаженная Матрона Молитва оптинских старцев паисий себялюбие старец март понедельник Рождество Иоанна Крестителя Святитель Спиридон Тримифунтский Великий пост апрель вторник Нечаянная радость акафист молитва молитвы Всецарица житие святых икона Май семья Июнь серафима стихи видео притчи июль мысли Православный календарь Август Дело Христово Святитель Феофан День за днём сентябрь Октябрь Рождественский пост Жития святых ноябрь декабрь Добротолюбие1 Добротолюбие2 образ Спаситель молитвенное правило богородица Добротолюбие3 иконы Иоанн Кронштадский Добротолюбие4 келейное правило тропарь акафисты Добротолюбие5 поучение закон заповедь святость Мирянин Дары игумен Герман Иисусова молитва Лествица Лествичник Православие современность душеполезные чтения патерик священник Инструкция Даниил Сысоев Данииил Сысоев продолжение Дьяченко Заповеди Святой Ерма незлобие Архангел Гаврииил практика смирение Евангелие ближние ВОЗДАЯНИЕ семистрельная Пречистая Любовь Приснодева Похвала Пресвятой Богородицы изречения арамейский Отче наш осуждение Притча правители Время

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

ССЫЛКИ

Pagez.ru - страницы А.Лебедева
Обучающие богословские тесты
Дневник
Главная » 2009 » Декабрь » 19 » Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни.
Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни.
17:21

Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться

Святитель Феофан Затворник

<<назад      содержание     вперед>>

 

Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки

      Спрашиваете о молитвенном правиле. Да, надобно иметь молитвенное правило немощи ради нашей, чтобы, с одной стороны, лености не давать хода, а с другой – ревность держать в своей мере. Самые великие молитвенники имели правило молитвенное и держали его. Всякий раз они начинали молитву с установленных молитв и потом уже, если в продолжение их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою. Если они так, тем паче нам так надо поступать. Без установленных молитв и совсем не знаем, как помолиться. Не будь их, и совсем остались бы мы без молитвы.
      Однако ж не надо много набирать молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в жару усердия молитвенного. Для вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в Молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца.
      Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о Молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте Молитвенник с вами, много значит. Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство - от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов, сколько рассудите, со своим молитвенным словом о чувствуемой нужде или с обычной краткой молитовкой. Чрез это молитва немного продлится, но сила ее возрастать будет. Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божий на целый день.
      И днем надо поддерживать молитвенное внимание к Богу. Для этого, как не раз уже говорено, память о Боге, а для нее - краткословная молитва. Хорошо, и очень хорошо заучить на память несколько псалмов и читать их за делом или между делом, иногда вместо коротенькой молитовки, с размышлением. Это древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в Устав еще святым Пахомием и святым Антонием.
      Проведши так день, вечером усерднее и собраннее помолитесь, усугубьте и поклоны, и свои к Богу обращения и, паки предав себя в руки Божий, отходите ко сну с краткой молитвой на устах, и засыпайте с нею или с прочитыванием какого-либо псалма.
      Какие псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их. На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с Помилуй мя, Боже. .. (Пс. 50), далее Благослови, душе моя, Господа... (Пс. 102) и Хвали, душе моя, Господа... (Пс. 145) - антифонные псалмы литургии; еще начальные псалмы в правиле ко Святому Причастию: Господь пасет мя... (Пс. 22), Господня земля, и исполнение ея... (Пс. 23), Веровах, темже возглаголах... (Пс. 115); псалом первый повечерия: Боже, в помощь мою вонми... (Пс. 69). Псалмы часов... и подобные. Читайте Псалтирь - и выбирайте.
      Заучив все сие, вы будете всегда во всеоружии молитвенном. Когда придет какая смутительная мысль, спешите или с краткой молитвой к Господу припадать, или читать какой-либо псалом, особенно: Боже, в помощь мою вонми... - и все облако смущения тотчас развеется.
      Вот вам и все о молитвенном правиле. Но и еще повторю: помните, что все сие суть пособия, главное же - умное в сердце Богу предстояние с благоговеинством и болезненное к Нему припадание.
      Пришло мне на мысль сказать вам еще и вот что! Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькой молитовкой и со своим молитвенным словом. Становитесь и кладите поклоны, говоря: Господи, помилуй! -или другую какую молитву, изъявляя свою нужду или хвалу и благодарение Богу воздавая. Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе. Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькой молитвой, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, четки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами Молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так: скажут Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, (или грешную) - и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз - и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут - поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках - поясной, а при больших - земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.
      Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых кельях, например на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его, как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю вам четочки. Поступите вот как. Заметьте, сколько у вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по четкам, и смотрите, сколько раз вы пройдете четки в продолжение времени, употребляемого вами обычно на молитву. Это число пусть и будет мерой вашего правила. Это вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя.
      Прочитав это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять - по заученным молитвам. И так - вперетруску.
      И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильна идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови вас, Господи!

 

<<назад      содержание     вперед>>

Категория: Молитвенные правила | Просмотров: 765 | Добавил: mirianin | Теги: молитвенное правило | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz