(Фес. 3, 9-13; Лк. 11, 34-41).
"Светильник тела есть око"; а светильник душе ум. Как при
неповрежденности ока телесного все вокруг нас, во внешнем быту нашем,
видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при
здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в
нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих
себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования
совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и
ведомым нам. Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий,
добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав -
Бог забыт, совесть хромает на обе ноги и душа вся погрязает в видимое и
обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны,
в делах нестройность, в сердце безотрадная туга. Толкают его
соприкосновенные обстоятельства и он влечется вслед их, как щепка по
течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем
кончится путь его. Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет
дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего
однообразный строй всей жизни его и не погружается в чувственное,
воскрыляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все
течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него светло
все так, как бы светильник освещал кого сиянием (Лк. 11, 36).