Игумен Герман (Осецкий)
ЛЕСТВИЦА ДО ВРАТ HЕБЕСHЫХ
как читать "Лествицу" мирянину
по кн.: "Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица
постепенного нравственного усовершенствования". СПб, 1854 г.
ВВЕДЕHИЕ
Лествица написана преподобным Иоанном Лествичником по просьбе
преподобного Иоанна Раифского – изложить главные обязанности
монашеского звания, дать руководство инокам, по которому бы они могли
благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему
совершенству. В своей книге преподобный Иоанн Лествичник,
действительно, изложил все полезное инокам, раскрыл все главнейшие
подвиги, какие они должны пройти и совершить.
Порядок, в каком представлен круг иноческих обязанностей в
Лествице, имеет глубокое значение. В духовной жизни очень важно
знать, с чего начать и как повести дело своего исправления и
спасения. От незнания этого часто оказываются бесплодными
многочисленные и тяжкие труды и подвиги. Преподобный Лествичник и по
своему опыту, и по опыту других вполне сознавал это, и в своей книге
не раз выражал мысль о великой важности для подвижников соблюдения
правильной и строгой постепенности в совершении подвигов.
Поэтому, согласившись, по настоянию преподобного Иоанна
Раифского, быть руководителем иноков, святой муж не довольствовался
тем, чтобы дать им только сухой перечень обязанностей их звания, но
желал указать и наилучший благонадежнейший порядок совершения
подвигов, желал показать, в какое время лучше и полезнее
преимущественное упражнение в той или другой добродетели,
преимущественная усиленная борьба с тем или другим пороком. Для этого
в своей книге он старался располагать и соединять подвиги, которые
должен пройти инок, по связи их между собою не столько логической,
сколько практической, основанной на накопленным им и другими
синайскими подвижниками опыте духовной жизни.
Не станем доказывать, будто порядок жизни духовной,
предначертанный преподобным Иоанном, безусловно точен, строг и
неизменен. Но смело можем утверждать, что Лествица преподобного
Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего
христианского совершенства. За достоинство ее, за верность, прямоту и
безопасность показываемого ею пути нравственного преуспеяния ручаются
опыты многочисленных подвижников синайских и собственный глубокий
духовный опыт самого св.Иоанна. Такому ручательству смело можно
довериться.
Не отвергаем того, что естественная предрасположенность
человека,
обстоятельства жизни, виды и намерения Промысла Божия, время и место
подвига – все это может давать благочестивому стремлению подвижника
различное направление и производить в подвигах различные перемены.
Жизнь духовная в частностях может разнообразиться почти до
бесконечности. Но, однако, у всех есть нечто общее в ходе духовной
жизни точно так же, как и телесной.
Поэтому и Лествица св.Иоанна может и мирянину, ищущему своего
спасения, оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит
не нам, а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда
христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения,
предлагает в руководство всем без различия Лествицу. Внимательное
изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в
высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого
христианина.
Весь труд христианского подвижничества состоит в том, чтобы, как
говорит апостол Павел, отложить нам прежний образ жизни ветхого
человека, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека,
созданного по Богу, в праведности и святости истины(Еф.4,22-24).
В этом заключается основа Лествицы преподобного Иоанна,
основа и ее существенного содержания, и ее общего разделения. Все ее
степени – это не что иное, как частные подвиги, посредством которых
осуществляются указанные апостолом дела подвижничества или же
совершается необходимое приготовление к наилучшему их выполнению.
Что касается распределения этих частных подвигов и степеней, то и
здесь нельзя не заметить, что Лествица построена в соответствии с
приведенными словами апостола. Действительно, за исключением
нескольких приготовительных степеней, в Лествице ясно видны две
главные части, из которых первая заключает в себе подвиги или степени
очищения гнездящихся в ветхом человеке пороков и страстей, вторая –
подвиги преуспеяния в духовной жизни, которыми восстанавливается в
душе человека образ и подобие Божие.
|