(Евр. 11, 8. 11-16; Мк. 9, 33-41).
Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает
простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй
нравственный. Впустите сюда умствование, - оно произведет разлад
внутри, и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит.
Умничанье всегда кричит: "то не так, другое не этак; дай-ка я все
устрою по новому; старое негоже, наскучило". Но никогда еще нигде
ничего доброго оно не устроило. а только все расстраивает. Уму следует
слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в
голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только
исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то
нагородит не знать что, расстроит и нравственные. и религиозные, и
житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном. Великое
несчастье для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не
удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано:
"укройтеся мало елико, дондеже мимо идет ". В этом разгаре умственного
своенравия, лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури
лучше сидеть дома и не выходить, в самонадеянности, на борьбу с нею;
так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не
хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры
сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь.
(Еф. 5, 1-8; Лк. 14, 1-11).
Когда зван будешь куда, не садись на первое место. Обобщив это,
получим: всегда и везде держись последнейшей части. В этом простом
правиле сокращенно выражено все богатое содержание смирения. Возьми
его, сядь и рассмотри все возможные случаи твоей жизни, и наперед
избери себе во всех их последнюю часть. Это последнее будет практика
смирения, которое от внешних дел мало по малу перейдет внутрь, и
положит там осадку смирения, как основу. Время возрастит это семя среди
той же практики, и смирение преисполнит, наконец, всю душу и тело и все
внешние дела. Что же будет? А то, что величие нравственное будет сиять
на челе твоем и привлекать всеобщее уважение; и исполнится над тобою:
"всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя
возвысится". Но не это имей в виду, практикуясь в смирении, а само
смирение. Оно само с собою приносит в душу ублажающее благонастроение.
Куда придет смирение, там все внутренние тревоги прекращаются и все
внешние невзгоды не производят поразительных впечатлений. Как волна, не
встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море,
так внешние и внутренние скорби не ударяют в смиренную душу, а
проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать,
житейское преимущество смиренного; а какой свыше свет осеняет его,
какие утешения посылаются, какая широта свобододействия открывается!. .
Поистине, смирение одно совмещает все. . .