Автор – Священник Максим Бурдин Первая подготовительная неделя к Великому ПостуВо время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет
поста в среду и пяницу, поэтому она называется «сплошной седмицей»
(14-20 февраля в 2011 г.). Во время Литургии в это воскресенье
читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14). «Два
человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот
мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что
приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо;
но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот:
ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя
возвысится.» Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что
только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление
своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие,
только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она
нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С
этой недели до пятой недели Вел. Поста за Всенощным бдением, после
чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери»
… Вторая подготовительная неделя к Великому Посту.Во
время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о
Блудном Сыне», среда и пятница постные (21 – 28 февраля в 2011). В
воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О
блудном сыне»(Луки 15:11-32). Рече Господь притчу сию: у
некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче!
дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По
прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю
сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил
всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел,
пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои
пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели
свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько
наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и
пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число
наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще
далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и
целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред
тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам
своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку
его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите;
станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и
нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и
возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и,
призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой
пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял
его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал
его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда
не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка,
чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой,
расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и
всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат
твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» В этой притче
Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в
свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а
этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас
надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих
грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на
Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо
седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом
описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве.
Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном
плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему
духовному отечеству, Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя к Великому Посту.Третья
подготовительная неделя называется <Мясопустною> или
<Сырною> или по народному <Масленица>. В эту неделю среда и
пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу,
сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время
пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. Само воскресенье
Мясопустной недели называется Неделей о Страшном Суде, т.к на Литургии
читается Евангелия «О Страшном Суде» (Матфея 25:31-46) и о последнем
мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию: «Когда
же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и
отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и
поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет
Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца
Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал
Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы
приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня;
в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в
ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или
жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или
нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к
Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали
это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда
скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в
огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не
дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не
приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не
посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели
Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным,
или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ:
истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших,
то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь
вечную.» В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение
Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление
поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам,
что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию
напоминая что за все грехи нам придется отвечать. Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21),
где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем
получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании
небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане
имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения
грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с
враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это
воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем».
Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит
прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него
прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя
возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная
вечерня служится сразу после литургии.
Источник: http://www.pravmir.ru/nedeli-pered-velikim-postom-infografika/ |